В соответствии с Конституцией Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно-исторической педагогики развития. В системе образования РФ складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)
В соответствии с Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” и Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” 1-е и 5-е классы российских школ переходят с 1 сентября 2022 года на новые государственные стандарты.
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины. Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников, строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения.
В новых стандартах учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов с целью недопущения перегрузки ребенка. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.